Неисправность свечей зажигания
- Категория:
- Рейтинг:5.0/1
Неисправность свечей зажигания
и последствия для систем вашего автомобиля.

После того, как автовладельцы прощаются с гарантией, в эксплуатации автомобиля начинается новый этап, на котором многие регламентные операции просто не выполняются из-за незнания или в надежде дольше поездить и сэкономить. Однако такая экономия может оказаться совсем не экономной, более того - убыточной.
Свечи зажигания - это как раз тот узел-деталь в автомобильном двигателе, о котором часто забывают. А взамен получают целый список неприятностей:
|
![]() | Вероятность возникновения вышеупомянутых
поломок разная, и что именно случится, зависит от особенностей конструкций
системы питания, зажигания. При этом выход из строя свечей зажигания
сопровождается разными симптомами и приводит к определенным последствиям.
Основные признаки неисправности свечей зажигания:
|
В продаже имеется несколько десятков типов свечей зажигания для моторов разных поколений и конструкций. |
Что же может произойти с автомобильными системами, когда свеча не работает?
Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций.
Повышенный расход топлива. Отсутствие воспламенения в цилиндрах ведет к потере мощности, которую приходится компенсировать подачей в другие цилиндры больших порций топлива. Это в конечном результате приводит к перерасходу горючего.
Ускоренный выход из строя катализатора. Если в цилиндрах не происходит воспламенение смеси, значит, несгоревшее топливо попадает в катализатор. Здесь оно «догорает» (окисляется), что способствует его перегреву. А это приводит к выгоранию активного слоя сот катализатора и к их оплавлению. Пострадать в данном случае может и лямба-зонд (кислородный датчик).
Проблемы с запуском холодного двигателя. Холодные свечи в цилиндрах в момент запуска двигателя являются местом, где происходит конденсация влаги - проводник электричества. А при увеличенном межэлектродном зазоре с необходимостью повышенного напряжения пробоя эта электроэнергия уходит по пути меньшего сопротивления - по увлажненным электродам и керамическому конусу. Свою лепту вносит и то, что в морозы ёмкость аккумулятора снижается, поэтому на искрообразование остается значительно меньше энергии.
![]() | При появлении симптомов — неисправности свечей их лучше проверить на специальном стенде, где имитируется работа свечи в цилиндрах под высоким давлением. | ![]() | На стенде контролируются наличие и характер пробоя искры. |
Выход из строя катушки зажигания. Повышенное напряжение пробоя увеличенного меж- электродного зазора может привести к пробою изоляции между слоями катушки зажигания. После этого катушка перестает работать.
Снижение ресурса гасителя крутильных колебаний (в маховике или в ведомом диске сцепления). Неработающие один или два цилиндра приводят к тому, что вращение коленвала происходит очень неравномерно. В любой трансмиссии есть механизм, который гасит возникающие при этом крутильные колебания. В основном это гасители крутильных колебаний (пружины) в ведомых дисках сцепления. В ряде современных машин их сменили двухмассовые маховики с гасителем крутильных колебаний.
Ускоренный износ двигателя. Впрыск топлива в неработающий цилиндр способствует смыванию масляной пленки со стенок цилиндров и попаданию топлива в картер двигателя. В результате этого не только ухудшаются эксплуатационные свойства масла, но также изнашивается цилиндр.
Пробой высоковольтных проводов. Это происходит из-за того, что образующаяся в катушке зажигания энергия ищет путь на «массу». И если она не может реализовать себя в межэлектродном пространстве, то будет искать другой «тонкий» участок, который может оказаться в изоляции высоковольтных проводов. В такой ситуации даже после замены свечей при наличии влаги высоковольтные провода станут виновником «ухода» искры на «массу», а это отсутствие искрообразования.
![]() | Виды износа и разрушения свечей зажигания при несвоевременной их замене: 1 оплавление центрального и бокового электродов, 2 электрохимическая эрозия электродов, 3 откалывание теплового керамического конуса. |
Особого внимания требуют свечи в двигателях с газобаллонным оборудованием, так как служат они здесь почти в два раза меньше, причем это не зависит от их конструкции и стоимости. Температура в камере сгорания

Изношенный
двигатель.
Если свечи зажигания имеют малый ресурс из-за износа деталей цилиндропоршневой группы (симптомы - толстый слой чёрного нагара на старых свечах, повышенный расход масла на угар, сизый дым из трубы выпускной системы), устанавливать дорогие свечи с платиновыми или иридиевыми вставками нецелесообразно, так как они всё равно очень быстро выйдут из строя. Если простых одноэлектродных свечей для изношенных двигателей (в том числе и с ГБО) найти не удалось, можно установить простые многоэлектродные - с двумя, тремя, четырьмя боковыми электродами.
Если вы уже забыли о фирменном автосервисе, рекомендуем вспомнить о нем и хоть иногда заезжать туда, чтобы вам рассказали, какие регламентные работы нужно выполнять.